Брянская область
Брянская область, п. Дубровка, ул. Победы, д. 18
факс 9-12-83
рп. Дубровка ул. Победы д.18

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

                                                                                                                           

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федеральных законов

от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья1. Прокуратура Российской Федерации

 

1. Прокуратура Российской Федерации -единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имениРоссийской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнениемзаконов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняети иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенствазакона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека игражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государствапрокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля заобеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействиялицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления ируководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также засоответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами,службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественногоконтроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания исодействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а такжеорганами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебнымиприставами;

надзор за исполнением законовадминистрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющихназначаемые судом меры принудительного характера, администрациями местсодержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии сполномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии спроцессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрениидел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащиезакону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерациипринимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура РоссийскойФедерации выпускает специальные издания.

 

Статья2. Международное сотрудничество

 

Генеральная прокуратура РоссийскойФедерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи ссоответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничаетс ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы спреступностью, участвует в разработке международных договоров РоссийскойФедерации.

 

Статья3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

 

Организация и порядок деятельностипрокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяютсяКонституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другимифедеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

На прокуратуру Российской Федерации неможет быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральнымизаконами.

 

Статья4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

 

1. Прокуратура Российской Федерациисоставляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органыпрокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящихпрокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо отфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и в строгом соответствии с действующими на территории РоссийскойФедерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой этоне противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охранеправ и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной ииной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, а также население о состояниизаконности.

3. Прокуроры не могут быть членамивыборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органамиместного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могутявляться членами общественных объединений, преследующих политические цели, ипринимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественныхобъединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах иучреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебнойдеятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправесовмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмезднойдеятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироватьсяисключительно за счет средств иностранных государств, международных ииностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иноене предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправевходить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов,иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций идействующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации.

 

Статья5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

 

1. Воздействие в какой-либо форме федеральныхорганов государственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, средств массовой информации, их представителей, а такжедолжностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение иливоспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собойустановленную законом ответственность.

2. Прокурор не обязан давать каких-либообъяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а такжепредоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях ипорядке, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Никто не вправе без разрешения прокурораразглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до ихзавершения.

 

Статья6. Обязательность исполнения требований прокурора

 

1. Требования прокурора, вытекающие из егополномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежатбезусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки,документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органыпрокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора,вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет засобой установленную законом ответственность.

 

Статья7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной иисполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительныхорганов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

 

1. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправеприсутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации,их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, представительных(законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации,города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручениюдругие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных(законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

3. Прокурор, его заместитель, а также поих поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных имипредставлений и протестов федеральными органами исполнительной власти,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими инекоммерческими организациями.

 

Статья8. Координация деятельности по борьбе с преступностью

 

1. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе спреступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности,органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

2. В целях обеспечения координациидеятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созываеткоординационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическуюи другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе спреступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

 

Статья9. Участие в правотворческой деятельности

 

Прокурор при установлении в ходеосуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующихнормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы,обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящегоуровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятиизаконов и иных нормативных правовых актов.

 

Статья9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

 

1. Прокурор в ходе осуществления своихполномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством РоссийскойФедерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций,органов местного самоуправления, их должностных лиц.

2. При выявлении в нормативном правовомакте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию илидолжностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменениинормативного правового акта с предложением способа устранения выявленныхкоррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренномпроцессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативногоправового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрениясоответствующими органом, организацией или должностным лицом.

3. Требование прокурора об изменениинормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрениюсоответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем вдесятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора обизменении нормативного правового акта, направленное в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерацииили в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательномурассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования обизменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору,внесшему требование.

Требование прокурора об изменениинормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

 

Статья10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иныхобращений

 

1. В органах прокуратуры в соответствии сих полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащиесведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствуетобращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор,решение, определение и постановление суда может быть обжаловано тольковышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратурызаявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральнымзаконодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иноеобращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления илижалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятогорешения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном закономпорядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершившихправонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в органили должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

 

Раздел II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья11. Система прокуратуры Российской Федерации

 

1. Систему прокуратуры РоссийскойФедерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратурысубъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другиеспециализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакциипечатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов ирайонов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РоссийскойФедерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к нимпрокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативномуправлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

2. Образование, реорганизация и ликвидацияорганов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенцииосуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Создание и деятельность на территорииРоссийской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую системупрокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

4. Утратил силу с 15 января 2011 года. -Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ.

 

Статья12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

 

1. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации назначается на должность и освобождается от должности СоветомФедерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации.

2. Если предложенная ПрезидентомРоссийской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора РоссийскойФедерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, тоПрезидент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерацииновую кандидатуру.

3. Председатель Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации,приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурораРоссийской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерацииприносит следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочийГенерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы РоссийскойФедерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые закономинтересы общества и государства".

4. В отсутствие Генерального прокурораРоссийской Федерации или в случае невозможности исполнения им своихобязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случаеотсутствия Генерального прокурора Российской Федерации и его первогозаместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один иззаместителей Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии сустановленным распределением обязанностей между заместителями.

5. Срок полномочий Генерального прокурораРоссийской Федерации пять лет.

6. Сообщение о назначении Генеральногопрокурора Российской Федерации на должность и об освобождении его от должностипубликуется в печати.

7. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РоссийскойФедерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности иправопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Совету Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации указанный доклад Генеральный прокурор Российской Федерациипредставляет лично на заседании палаты.

 

Статья13. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основанияосвобождения от должности

 

1. Прокуроры субъектов РоссийскойФедерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерациипо согласованию с органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерацииподчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации иосвобождаются им от занимаемой должности.

2. Прокуроры городов и районов, прокурорыспециализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются отдолжности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетнывышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

3. Исключен. - Федеральный закон от 10.02.1999 N 31-ФЗ.

3. Сообщения о назначении прокуроров надолжность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

 

Статья14. Генеральная прокуратура Российской Федерации

 

1. Генеральную прокуратуру РоссийскойФедерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. В Генеральной прокуратуре РоссийскойФедерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора РоссийскойФедерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (подолжности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокуроромРоссийской Федерации.

4. Структуру Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (направах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений,управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а ихзаместители и начальники отделов в составе управлений - помощникамиГенерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях иотделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 10.02.1999 N 31-ФЗ.

5. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особымпоручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений;помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствуетстатусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместителиГенерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особымпоручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальниковуправлений.

6. В Генеральной прокуратуре РоссийскойФедерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура,возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации -Главным военным прокурором.

7. В Генеральной прокуратуре РоссийскойФедерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов,связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном советеутверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

 

Статья15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры

 

1. Прокуратуры субъектов РоссийскойФедерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратурывозглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей изаместителей.

2. В прокуратурах субъектов РоссийскойФедерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурахобразуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и другихпрокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

3. В прокуратурах субъектов РоссийскойФедерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурахобразуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшимипомощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений -помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаютсядолжности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров ипрокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации иприравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям,статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

 

Статья16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

 

Прокуратуры городов и районов,приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляютсоответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должностипервого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старшихпомощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурораРоссийской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к нимпрокуратурах могут быть образованы отделы.

 

Статья17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководствусистемой прокуратуры Российской Федерации

 

1. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издаетобязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратурыприказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросыорганизации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядокреализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

2. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты трудаустанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации,определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатнуючисленность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

3. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации назначает на должность и освобождает от должности директоров(ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РоссийскойФедерации и их заместителей.

4. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органыпрокуратуры настоящим Федеральным законом.

 

Статья18. Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к нимпрокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры

 

Прокуроры субъектов Российской Федерации,приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов ирайонов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих натерритории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурораРоссийской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные дляисполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатныерасписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности ифонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

 

Статья19. Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководствуподчиненными органами прокуратуры

 

Прокуроры городов с районным делениемруководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносятвышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своихаппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

 

Статья20. Коллегии в органах прокуратуры

 

Коллегии в органах прокуратуры являютсясовещательными органами. На основании решений коллегий соответствующиепрокуроры издают приказы.

 

Статья20.1. Утратила силу с 15 января 2011 года. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ.

 

Раздел III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

 

Глава 1. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

 

Статья21. Предмет надзора

 

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнениезаконов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля заобеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействиялицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органамиуправления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов,издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора заисполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственныеорганы.

Проверки исполнения законов проводятся наосновании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушениязаконов, требующих принятия мер прокурором.

 

Статья22. Полномочия прокурора

 

1. Прокурор при осуществлении возложенныхна него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверениябеспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных впункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметьдоступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи споступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и другихдолжностных лиц указанных органов представления необходимых документов,материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов длявыяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органыпрокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных илиподведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан дляобъяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель пооснованиям, установленным законом, возбуждает производство обадминистративном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, киной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимостинарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случаеустановления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указаннымив пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконноподвергнутых административному задержанию на основании решений несудебныхорганов;

4. Должностные лица органов, указанных впункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаныприступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведениипроверок и ревизий незамедлительно.

 

Статья23. Протест прокурора

 

1. Прокурор или его заместитель приноситпротест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу,которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностномулицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальнымзаконодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательномурассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а вслучае принесения протеста на решение представительного (законодательного)органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - наближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленногоустранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срокрассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительносообщается прокурору в письменной форме.

3. При рассмотрении протеста коллегиальныморганом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения может бытьотозван принесшим его лицом.

 

Статья24. Представление прокурора

 

1. Представление об устранении нарушенийзакона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу,которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательномурассмотрению.

В течение месяца со дня внесенияпредставления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенныхнарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатахпринятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. При рассмотрении представленияколлегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановленийПравительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законамРоссийской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует обэтом Президента Российской Федерации.

 

Статья25. Постановление прокурора

 

1. Прокурор, исходя из характера нарушениязакона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждениипроизводства об административном правонарушении.

2. Постановление прокурора о возбуждениипроизводства об административном правонарушении подлежит рассмотрениюуполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщаетсяпрокурору в письменной форме.

 

Статья25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

 

В целях предупреждения правонарушений ипри наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или егозаместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличиисведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признакиэкстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных)объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований,изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно былообъявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном закономпорядке.

 

Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Статья26. Предмет надзора

 

1. Предметом надзора является соблюдениеправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека вместах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местахпринудительного содержания, а также органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций.

2. Органы прокуратуры не подменяют иныегосударственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль засоблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются воперативно-хозяйственную деятельность организаций.

 

Статья27. Полномочия прокурора

 

1. При осуществлении возложенных на негофункций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления,жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты ихправ и свобод;

принимает меры по предупреждению ипресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению кответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, чтонарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления,прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнутыуголовному преследованию в соответствии с законом.

3. В случаях, когда нарушение прав исвобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения,прокурор возбуждает производство об административном правонарушении илинезамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки ворган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела обадминистративных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свободчеловека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства,когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не можетлично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когданарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иныхобстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурорпредъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересахпострадавших.

 

Статья28. Протест и представление прокурора

 

Прокурор или его заместитель приноситпротест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган илидолжностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке,предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прави свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в органили должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся ирассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

 

Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

 

Статья29. Предмет надзора

 

Предметом надзора является соблюдение прави свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений исообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполненияоперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законностьрешений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.

 

Статья30. Полномочия прокурора

 

1. Полномочия прокурора по надзору заисполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаютсяуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другимифедеральными законами.

2. Указания Генерального прокурораРоссийской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательногорегулирования, являются обязательными для исполнения.

 

Статья31. Утратила силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

 

Глава 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ

НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯЗАДЕРЖАННЫХ

И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

 

Статья32. Предмет надзора

 

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местахсодержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых ииных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительногохарактера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательствомРоссийской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу,осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка иусловий их содержания;

законность исполнения наказания, несвязанного с лишением свободы.

 

Статья33. Полномочия прокурора

 

1. При осуществлении надзора за исполнениемзаконов прокурор вправе:

посещать в любое время органы иучреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных подстражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основаниикоторых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнутымерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации созданияусловий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных илиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствиезаконодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрацииорганов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требоватьобъяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производстваоб административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действиеопротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания,наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных,немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора,помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязаннемедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законныхоснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительногохарактера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительномузаключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

 

Статья34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

 

Постановления и требования прокурораотносительно исполнения установленных законом порядка и условий содержаниязадержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерампринудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения,подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами,исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, несвязанному с лишением свободы.

 

Раздел IV. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛСУДАМИ

 

Статья35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

 

1. Прокурор участвует в рассмотрении делсудами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РоссийскойФедерации и другими федеральными законами.

2. Осуществляя уголовное преследование всуде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

3. Прокурор в соответствии спроцессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд сзаявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требуетзащита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия прокурора, участвующего всудебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательствомРоссийской Федерации.

5. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации принимаетучастие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации.

6. Генеральный прокурор РоссийскойФедерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации повопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененнымили подлежащим применению в конкретном деле.

 

Статья36. Опротестование судебных решений

1. Прокурор или его заместитель в пределахсвоей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протестлибо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную иликассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное илинеобоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощникпрокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест толькопо делу, в рассмотрении которого они участвовали.

2. Прокурор или его заместитель независимоот участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенцииистребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор,определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение,приговор, определение или постановление суда являются незаконными илинеобоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается спредставлением к вышестоящему прокурору.

3. Протест на решение судьи по делу обадминистративном правонарушении может быть принесен прокурором города, района,вышестоящим прокурором и их заместителями.

 

Статья37. Отзыв протеста

 

Протест на решение, приговор, определениеили постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозванпрокурором, принесшим протест.

 

Статья38. Приостановление исполнения судебного приговора

 

Принесение Генеральным прокуроромРоссийской Федерации или его заместителем протеста на приговор, которым вкачестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает егоисполнение.

 

Статья39. Представление о даче судам разъяснений

 

Генеральный прокурор Российской Федерациивправе обращаться в Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации с представлениями о даче судамразъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным,уголовным, административным и иным делам.

 

факс 9-12-83
рп. Дубровка ул. Победы д.18